Проблемы психологии телесности и жизненного пути личности

 Данное научное направление возглавляет зав. кафедрой общей и клинической психологии, доцент, доктор психологических наук Василенко Татьяна Дмитриевна.   Общая цель данного направления – разработка новой клинико-психологической концепции телесности, основанной на теоретико-методологических основаниях анализа телесности во взаимосвязи с субъективной картиной жизненного пути личности, проведение комплексного эмпирического исследования процессов телесности в структуре субъективной картины жизненного пути личности, факторов преодоления состояний дезадаптации, возникающих под влиянием телесного опыта. 

В рамках данного направления проводится следующая научно-исследовательская работа, конкретную реализацию блоков реализует доцент Селин А.В. и аспирант Сотников В.А.

  1. Исследование взаимосвязи телесности и субъективной картины жизненного пути личности в ситуации хронического соматического заболевания на примере заболеваний гастроэнтерологического и кардиологического профилей: оценивается роль факторов принятия роли больного, жизнестойкости, рефлексивных процессов, локуса каузальности во взаимосвязи телесности и временных и смысловых аспектов субъективной картины жизненного пути личности.
  2. Исследование взаимосвязи телесности и субъективной картины жизненного пути личности  в ситуации онкологического заболевания гинекологического профиля и при гинекологическом заболевании – изучаются различные аспекты взаимосвязи телесности и субъективной картины жизненного пути личности, роль факторов ее трансформации (локус каузальности, особенности персональной идентичности, рефлексивные процессы) в снижении адаптационных возможностей личности.

 

Психологические факторы формирования учебной мотивации и удовлетворенности студентов ВУЗА

 Все большее место в процессе обучения специалистов занимает не только формирование определенных знаний, навыков и умений, которые лежат в осуществлении профессиональной деятельности, но и развитие целостной и гармоничной личности, способной выходить за рамки решения профессиональных и жизненных проблемных ситуаций. На решение данной задачи направлена исследовательская деятельность многих отечественных и зарубежных психологов.

На наш взгляд, наиболее значимыми психологическими составляющими совершенствования профессиональной подготовки являются мотивация учебной деятельности студентов и удовлетворенность ею как отношение студентов к процессу и содержанию этой деятельности. Высокий уровень учебной мотивации всегда являлся одним из наиболее действенных средств повышения эффективности и качества учебного процесса. Таким образом, вопрос об учебной мотивации – это вопрос не только о качестве учебной деятельности, но и вопрос о формировании профессиональной компетентности, т.к. мотивы учебной деятельности в значительной мере определяют отношение студента к решению поставленных перед ним профессиональных задач, создают предпосылки эффективности и результативности самой профессиональной деятельности.

Психологическая удовлетворенность, по нашему мнению, является тем интегративным показателем, который отражает ситуацию способствующую развитию личности. Для полноты описания этой ситуации мы используем понятия профессионально-важных качеств, ценностно-смысловой сферы личности, рефлексии и параметров временной перспективы.

В нашей работе мы исследуем психологическую удовлетворенность и учебную мотивацию в едином контексте. Взаимосвязь их в процессе обучения создает источник познавательной активности студентов, который ведет к формированию личности с активной позицией в образовательном процессе, сознательному приложению своих сил и способностей.

Проблемой нашего исследования стало изучение взаимосвязи психологической удовлетворенности и учебной мотивации у студентов медицинского университета с факторами ее формирования в процессе обучения.

Объект исследования – это психологическая удовлетворенность и учебная мотивация.

Предмет исследования – взаимосвязь психологической удовлетворенности и учебной мотивации с психологическими факторами формирования у студентов медицинского ВУЗа в процессе обучения.

Целью нашего исследования стало изучение взаимосвязи психологических факторов с психологической удовлетворенностью и учебной мотивацией студентов КГМУ различных факультетов на разных этапах обучения.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

 1) Изучить связь длительности обучения с изменением психологической удовлетворенности;

 2) Изучить связь специфики обучения с изменением психологической удовлетворенности;

 3) Изучить связь мотивации обучения с изменением психологической удовлетворенности;

 4) Изучить роль профессионально-важных качеств с изменением психологической удовлетворенности;

 5) Изучить роль ценностно-смысловых факторов в формировании психологической удовлетворенности;

6) Изучить роль рефлексии в формировании психологической удовлетворенности;

 7) Изучить роль временной перспективы в формировании психологической удовлетворенности.

Методологическими и теоретическими основаниями нашего исследования стали: подходы к проблеме психологической удовлетворенности В.Г. Асеева, А.Г. Ковалева и П.М. Якобсона, К. К. Платонова, Е.П. Ильина, Т.А. Китвель и др.; подходы к рассмотрению  проблемы учебной мотивации: Л.И. Божович, Б.И. Додонова, А. Маслоу, Е.К. Савонько, В.Г. Асеева, А.К. Марковой, Ю.М.Орлова, М.Н.Симоновой, и др.; теория самодетерминации поведения Э. Деси, Р.Райана, теоретические концепции смысловой сферы личности: А.Н.Леонтьева, Д.А.Леонтьев, Ф.Е.Василюка и др.; концепции временной перспективы К. Левина, Ж. Нюттена, Ф. Зимбардо и др.; концепция рефлексии А.В. Карпова; теории эмоционального интеллекта П. Сэловея и Дж. Мейера, Рувена Бар-Она, Д. Гоулмена, Д.В. Люсина и др.

Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность, выступает как структура, состоящая из трех групп мотивов:

–    Мотивация на получение знаний;

–    Мотивация на приобретение профессии;

–    Мотивация на получение диплома.

Учебная мотивация определяет смысл учебной деятельности студентов, отражая выраженность их активности в образовательном процессе и ее содержание.

Учебная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов учебного процесса, возможностей будущей профессиональной деятельности с точки зрения индивидуальных потребностей и целей.

В исследовании ежегодно принимает участие более 200 студентов различных факультетов КГМУ.

 

Социально-психологические и личностные факторы формирования приверженности и оптимизации взаимодействия менеджеров среднего звена

 

 Актуальность тематики обусловлена научным и прикладным аспектом.

Научный аспект актуальности темы заключается малой разработанности социально-психологических механизмов и факторов взаимодействия менеджеров среднего звена в отечественной психологии.

Прикладной аспект работы выражен более сильно. Укажем, что в настоящее время отмечается применение западного опыта в данной сфере, как приложение европейских и американских моделей на Российскую действительность, что в современной экономике нашей страны не всегда продуктивно.

Наше исследование позволит решить две важнейшие прикладные задачи связанные с психологическим сопровождением управления организации.

1. Подбор персонала, обеспечивающий эффективность работы всего коллектива. Через учет ряда личностных характеристик возможен подбор людей, чьи индивидуальные характеристики позволят им быстрее адаптироваться к условиям работы, более эффективно распределять рабочее время, чьи цели будут соответствовать целям корпорации, чья мотивация будет оптимально высока, более стрессоустойчивых и не склонных к эмоциональному выгоранию людей, обучаемых и активных.

Учет социально-психологических особенностей набираемого персонала позволит подобрать людей, которые будут работать слаженным коллективом, разделяющим общие цели корпорации.

2. Оптимизация взаимодействия персонала.

В случае, когда персонал уже набран, возможно проведение мероприятий направленных на повышение эффективности его работы, через развитие личностных характеристик и социально-психологических качеств. Посредством выявленных в ходе исследования «личностных портретов» работников и «социально-психологических профилей» группы появляется возможность оптимизировать взаимодействие в группе менеджеров среднего звена таким образом, что они будут представлять единую команду, целью которой будет достижение целей корпорации.

Появляется возможность выявить «зоны развития» на которые должно будет направлено обучение персонала, т.е. развитие личности каждого сотрудника и оптимизация взаимодействия сложившихся трудовых коллективов как «малой группы».

Таким образом, проблемой исследования выступил вопрос о роли социально-психологических и личностных факторов в оптимизации взаимодействия менеджеров среднего звена.

Объект исследования – особенности взаимодействия менеджеров среднего звена.

Предмет исследования - особенности взаимодействия менеджеров среднего звена под влиянием социально-психологических и личностных факторов.

Целью исследования стало выявление роли социально-психологических и личностных факторов в оптимизации взаимодействия менеджеров среднего звена.

В качестве теоретических оснований работы отметим:

Исследования в области психологии управления и организационной психологии: Занковский А.Н., Кабаченко Т.С., Никифоров Г.С., Носкова О.Г. и др.

Социально-психологические теории: Уманский Л.И., Чернышев А.С., Парыгин Б.Д., Андреева Г.М., Журавлев А.Л., Морено Я.Л., Майер Д и др.

Теории рассматривающие выделенные психологические факторы: Леонтьев Д.А., Зимбардо Ф., Карпов А.В., Э.Дэси, Р.Райн, Моросанова В.И., К.Маслач, Е.Г.Ксенофонтова и др.

Методологические основания нашей работы: положения субъектно-деятельностного и культурно-исторического подхода в психологии: Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев.

В качестве социально-психологических факторов выступают:

  1. Социометрический статус в группе по формальному и неформальному критериям;
  2. Аттитюды по отношению к трудовой деятельности и коллегам по работе;
  3. Мотивы работы в организации (мотив власти, мотив соучастия и мотив успеха), а также особенности мотивации (внешняя/внутренняя; положительная/отрицательная);
  4. Непосредственное эмоциональное отношения к коллегам по работе.

В качестве личностных факторов выступают:

  1. Структура жизненных стремлений и базовых потребностей личности;
  2. Уровень развития рефлексивных процессов;
  3. Локализация локуса контроля;
  4. Характеристики временной перспективы;
  5. Параметры осмысленности жизни;
  6. Саморегуляция;
  7. Стрессоустойчивость и профессиональное выгорание.

 

Перечисленные выше личностные и социально-психологические факторы выступили в качестве независимых переменных.

 

В качестве зависимой переменной в исследовании выступили особенности взаимодействия в группе менеджеров среднего звена (лидерство, кооперируемость, конкуренция, конфликтность, планирование, контроль и т.д.);

Исследование предполагает проведение двух серий эксперимента:

  1. Констатирующий эксперимент.
  2. Формирующий эксперимент.

В констатирующем эксперименте используются следующие методы:

  1. 1.                Для исследования социально-психологических факторов:

а)                Анкета, направленная на выявление установок трудовой деятельности (разработана нами);

б)                Анкета, направленная на выявление мотивов трудовой деятельности (разработана нами);

в)                Методика «Мотивация к успеху» Т.Элерса;

г)                 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона;

д)                Метод социометрических измерений Я.Л.Морено;

е)                 Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» К.Замфир;

а)                Методика «Цветовой тест отношений» М.Эткинда;

б)                Аппаратная методика «Арка» Л.И.Уманский, А.С.Чернышев;

в)                Наблюдение.

  1. 2.                Для исследования личностных факторов:

a)                Методика диагностики локализации контроля личности Е.Г.Ксенофонтовой;

b)                Тест «Уровень рефлексивности» А.В. Карпова;

c)                 Методика «Индекс стремлений» Э.Дэси и Р.Райна (в адаптации Т.Д.Василенко, Ю.А.Котельниковой и А.В.Селина);

d)                Методика «Базовые потребности личности» Э.Дэси и Р.Райна (в адаптации Т.Д.Василенко, Ю.А.Котельниковой и А.В.Селина);

e)                 Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (в адаптации А.Сырцовой);

f)                  Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А.Леонтьева;

g)                Диагностика профессионального «выгорания» К.Маслач.

В формирующем эксперименте будет использован комплекс методов социально-психологического воздействия, направленных на коррекцию личностных особенностей и оптимизацию взаимодействия менеджеров среднего звена.

 

Для статистического анализа планируется использовать методы описательной статистики: меры средней тенденции и изменчивости; сравнительной статистики: критерии U Манна-Уитни, H Крусскала-Уоллиса, Фишера, T Вилкоксона и M МакНимара. Для построения эмпирических моделей и классификаций социально-психологических и личностных характеристик во взаимосвязи с особенностями взаимодействия менеджеров среднего звена предполагается использование метода ранговой корреляции R Спирмена, кластерного и факторного анализа.

По результатам исследования планируется разработать и внедрить комплекс программ социально-психологического сопровождения работы менеджеров среднего звена.

 

Бесплатный конструктор сайтовuCoz