Старый Мастер возвел каменный дом. Стал в сторонку и любуется. «Завтра в нем поселятся люди», — думал с гордостью Мастер. А в это время возле дома играл семилетний Мальчик. Он прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на цементе, еще не успевшем застыть. - Зачем ты портишь мою работу? — сказал с укоризной Мастер. Мальчик посмотрел на отпечаток ноги, засмеялся и убежал. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь его сложилась так, что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался душой. Пришла старость. Вспомнил Старый Человек свое родное село на берегу Днепра. Приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию, но все пожимают плечами, никто не помнит такого человека. - Что же ты оставил после себя? — спросил у Старого Человека один старик. — Есть ли у тебя сын или дочь? - Нет у меня ни сына, ни дочери, — ответил Старый Человек. - Может быть, ты посадил дуб?
- Нет, не посадил я дуба… - Может быть, ты взлелеял поле? - Нет, не взлелеял я поля… - Ну, так значит ты песню сложил? - Нет, и песни я не сложил. - Так кто же ты такой? Что же ты делал всю свою жизнь? — с изумлением спросил старик. Ничего не смог ответить Старый Человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, как будто его вчера построили, а на самой нижней ступеньке — окаменевший отпечаток его маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле, — с горечью подумал Старый Человек. — Но ведь этого мало, очень мало… Не так надо было жить!..»
Проблема «смысла жизни»
Философия не дает четкого определения смысла, общепринятой философской концепции смысла не существует. Описание процесса смыслопорождения Э. Гуссерля осталось в рамках феноменологии. Работа А.Ф. Лосева настолько тесно переплетена с другими его трудами, что теряет самостоятельную ценность при отдельном рассмотрении. Источник смысла у В.В.Налимова находится в идеальных областях, а они довольно далеки от реального смыслопорождения. Другие авторы показывают только отдельные аспекты смысла.
Четкое определение получил смысл в логической семантике и аналитической философии, в первую очередь, благодаря работам Г. Фреге. Но использование этого определения возможно только в семантическом контексте. Р. Акофф и Ф. Эмери точно показали различие между семантическим и прагматическим смыслом, указав на то, что смысл присущ не только знакам, но и всякому опыту и вещи, с которыми мы сталкиваемся. Смысл показывает их значимость, а не значение.
Отсутствие точного определения смысла и понимание механизмов его возникновения сказывается на обсуждении проблем смысла жизни. Здесь существует определенная понятийная путаница и приписывание смыслу жизни тех достоинств, которыми он не обладает. Основная методологическая ошибка, состоит в наиболее часто встречающемся утверждении, что смысл жизни содержит в себе главную цель жизни. На это необходимо ответить, что, во-первых, цель является составным элементом деятельности. Говоря о цели жизни, можно свести ее тем самым к определенной деятельности, отбрасывая все остальные многообразные жизненные проявления человека. Во-вторых, в таких утверждениях имплицитно содержится принцип сообразности, который, как показал В.А. Петровский, близок к отрицанию свободы, целостности, устремления и развития человека как личности. Смысл жизни выступает как жизненный ориентир и не является целью жизни. В качестве ориентира он дает возможность человеку определить свое место в жизни, разобраться в ней и самом себе, определить направление своего движения в дальнейшем, а также направляет на достижение какой-либо цели. Поиск цели как места приложения сил является более узкой и частной задачей индивида. Современное понимание смысла опирается на определение, данное учеником и последователем Л.С. Выготского А.Н. Леонтьевым. В предложенной им структуре сознания одним из трех компонентов является личностный смысл, определяемый как индивидуализированное и субъективизированное значение, "значение значения", "значение для меня", которое создает пристрастность и интенциональность сознания.
В своей концепции психологического строения деятельности А.Н. Леонтьев определяет личностный смысл как отражение в сознании мотива деятельности к цели действия. Наиболее общим результатом данных исследований явилось формулирование А.Н. Леонтьевым и его последователями концепции смысловых образований личности. Центральным звеном в ней является понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность ("значение-для-меня").
Степень осознанности смыслов различна – они могут быть как осознанными, так и полностью неосознаваемыми. Однако концепция не дает ответа на вопросы: какое качество объекта позволяет придать ему индивидуализированное значение; в чем функциональная роль смысла в психической деятельности (зачем он нужен); как формируется смысл?
По Д.А. Леонтьеву, основная функция личности – ориентировка в отношениях, связывающая субъекта с объективной действительностью. Здесь смысл выполняет аналогичную функцию. Он отражает реальные жизненные отношения субъекта с миром, выполняет ориентирующую функцию и способствует организации внутреннего мира субъекта.
Таким образом, в психической деятельности человека смысл выполняет ориентировочную функцию и может выступать в качестве жизненного ориентира. С помощью смысла субъект интепретирует или реконструирует ситуацию и определяет ее полезность для удовлетворения собственных потребностей. Ключевым моментом для возникновения смысла является наличие двух его главных составляющих – логичности и полезности. Бесполезный (не значимый) смысл умирает, становится бессмыслицей.
- Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой именно?
- В чем смысл жизни?
- Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа?
Результаты дискуссии
Ответы на вопрос о смысле жизни
- 1. Самореализация как смысл жизни
Этот взгляд не нов, так считал еще Аристотель. Он говорил о том, что смысл жизни – в доблестной жизни, успехах и достижениях. И именно в этом саморазвитии большинство и сейчас видит смысл жизни.
Человек, конечно, должен реализовать себя. Но делать самореализацию основным смыслом жизни – неправильно.
Какая разница – самореализовался человек и умер, или не самореализовался, но тоже умер. Смерть сравняет этих двух людей. Жизненные успехи не возьмешь на тот свет!
- Память как смысл жизни
Еще один вариант ответа на вопрос о смысле жизни: «Чтобы оставить свой след, чтобы меня помнили». При этом бывает, что человеку неважно даже, хорошую ли память, или не очень хорошую он о себе оставит. Главное – «чтобы меня помнили!» Ради этого многие люди всеми возможными способами стремятся к известности, популярности, к славе, к тому, чтобы стать «знаменитым человеком».
Конечно, добрая память имеет некую ценность для вечности – это благодарная память наших потомков о нас, оставивших им сады, дома, книги. Но сколько продлится эта память? Имеете ли Вы благодарную память о своих прадедах? А прапрадедах?.. Никого не будут помнить вечно.
- Смысл жизни – сохранение красоты и здоровья
Хотя древнегреческий философ Метродор и утверждал, что смысл жизни в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться, большинству людей все же понятно, что это не может быть смыслом.
- Потребление, удовольствия как смысл жизни
Удовольствие не может быть смыслом существования хотя бы потому, что оно проходит и, следовательно, перестает быть наслаждением. Любая потребность удовлетворяется лишь на определенное время, а потом заявляет о себе снова и снова, причем с новой силой. Мы в своей погоне за наслаждением похожи на наркоманов: получаем некое удовольствие, оно скоро проходит, нам необходима следующая доза удовольствия – но оно тоже проходит… А нам это наслаждение необходимо, у нас вся жизнь на этом построена. Причем чем больше мы получаем удовольствия, тем больше нам опять хочется, т.к.потребности всегда растут пропорционально степени их удовлетворения.
Если серьезно задуматься, то очевидно, что удовольствие не может быть смыслом жизни. Вполне естественно, что человек, считающий своей целью в жизни получение удовольствий, рано или поздно приходит к серьезному душевному кризису. Например, в США около 45% людей пьют антидепрессанты, несмотря на высокий уровень жизни.
- Смысл жизни – достижение власти
Не секрет, что есть люди, которые живут ради увеличения своей власти над другими. Именно так и пытался объяснить смысл жизни Ницше. Он говорил, что смысл жизни человека в стремлении к власти.
Разумно ли видеть смысл своей жизни в реализации власти над людьми? На пороге жизни и смерти, оглянувшись назад, человек поймет, что всю жизнь он прожил зря, то ради чего он жил, уходит от него, и он остается ни с чем. Сотни тысяч имели огромную, а иногда даже невероятную власть (вспомним Александра Македонского, Чингисхана, Наполеона, Гитлера). Но в один момент они ее теряли. И что?
- Смысл жизни – приумножение материальных благ
Сейчас очень многие думают, что человек живет для того, чтобы зарабатывать деньги. Именно в приумножении богатства они видят смысл своей жизни.
Это очень странно. Если не является смыслом всё то, что можно купить на деньги, – удовольствия, память, власть, то как могут быть смыслом сами деньги? Ведь ни одну копейку, ни миллиарды долларов нельзя будет использовать после смерти.
- Будет о чем вспомнить в старости
В течение этой временной жизни у нас может много чего быть, по нашему мнению, хорошего. Но мы ничего не можем взять с собой из этой жизни, кроме души.
Выводы дискуссии
- Человек приходит в мир, чтобы сделать свою жизнь осмысленной.
- Жизнь каждого человека имеет тот смысл, который он сам в нее вкладывает.
- Смысл жизни – воспитание и обучение своей души
|