Отчет о проведенной в рамках заседания СНО дискуссии на тему "Методологические проблемы практической психологии" 29.11.2012

29 ноября на кафедре общей и клинической психологии прошло очередная научная дискуссия, на этот раз посвященная методологическим проблемам практической психологии.  Ведущими были студентки 5 курса Алешникова М. и Воробьева М., что уже становится традицией).  На дискуссии присутствовали студенты 1, 3, 4 и 5 курсов факультета клинической психологии – собрались, можно сказать, тесным кружком; проявили активность все присутствующие, а поскольку в этот раз нас было несколько меньше, то каждому хватило времени полностью высказать свое мнение. Особый интерес этим мнениям придает то, что они принадлежат студентам разных курсов и специализаций.

Основная проблема звучала примерно так: на какие нормы должен ориентироваться психолог при работе с клиентом? Существуют различные виды норм: статистическая, функциональная, идеальная... Не забываем про содержание – психолог также руководствуется этическими нормами.  С каким бы проблемами к нам ни пришел клиент, вместе с ним мы формулируем нравственный, «экологичный» запрос; но всегда остается пространство индивидуального выбора, а клиент и сам не всегда знает, что ему нужно на самом деле. В качестве опоры для рассуждений был взят следующий пример:

 к психологу на прием приходит женщина, у которой неделю назад неожиданно умер муж. Ей плохо, она в растерянности, и просит как-то облегчить ее состояние. Она в депрессии; ясно, что ее состояние – не норма. По идее, психолог должен помочь ей вернуться в норму. То есть избавиться от переживаний? Но разве нормален тот человек, который так запросто адаптируется к смерти близкого? Определенно – нет. Но где же эта норма? Сколько времени в норме должно пройти, чтобы человек вернулся в себя после смерти мужа, жены, друга?..  Разные теории предлагают разный ответ, разные люди называют разное время, мнение клиента неясно, так на что же ориентироваться?

Как всегда, вопросов больше, чем ответов. Сколько было участвующих, столько и прозвучало мнений.  (Обратим внимание, что рассуждать на эти темы пробовал с нами и первокурсник, который еще ничего подобного не проходил).

Тема была сложная, мы постепенно перешли на обсуждение примеров частных случаев, за окном темнело, и в итоге участники дискуссии остались на кафедре последними в этот день, потому что научные споры не лишены душевности).

 

Бесплатный конструктор сайтовuCoz