Отчет о проведенной в рамках заседания СНО дискуссии на тему «Сознание. Методологические проблемы сознания» . 1.10.2012

1 ноября в 17.00 на кафедре общей и клинической психологии в рамках Студенческого Научного Общества  состоялась дискуссия «Сознание. Методологические проблемы сознания». На дискуссию были приглашены все желающие, но основную целевую аудиторию составляли студенты-психологи, для которых проблемы сознания – всегда актуальный вопрос, а проблемы методологии еще актуальнее, особенно на 3 и 5 курсе. Вы не знаете, что такое методология? Методология изучает способы и методы получения научных знаний, поэтому она особенно важна при построении собственного исследования. Для студентов-непсихологов поясним:  на 5 курсе мы пишем диплом на основе собственных исследований, а на 3 курсе – его « репетицию» - экспериментальную работу, поэтому нам так важно знать основы методологии.

Почему именно сознание?.. Дискуссия началась со свободного обсуждения, существует ли сознание и что это такое? Пробовали сказать своими словами. Потом все же приняли общее определение. Вот оно: Сознание – это интегративное выражение психических процессов, позволяющее понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь. Вроде понятно. Но если начать разбирать определение по слову, вдруг появляется вопрос за вопросом. Что значит «интегративное выражение»? Что значит – «позволяющее понимать»? Откуда мы знаем, что «поняли»? А тем более, что поняли «объективный мир»? Может, нам только кажется, что мы что-то поняли а вокруг на самом деле происходит что-то совсем другое?

Насколько мы вообще можем быть уверены, что правильно понимаем и оцениваем то, что происходит вокруг нас? А если мы даже со своими внутренними переживаниями иногда не можем разобраться? Как тогда говорить про «понимание и оценивание»?

С другими определениями – та же история. А дело в том, что определение состоит из слов. И как ни определяй, постоянно оказывается,  что каждое слово каждый понимает по-своему. И определение для каждого звучит по-своему.  Относится ли правильное понимание слов к вопросам сознания или нет? Даже на этот вопрос каждый вопрос отвечает по-разному.

Размышляя над этим всем, мы пришли к тому, что сознание – это свойство психики, и роль сознания – посредничество между внешним и внутренним миром человека.  То есть вернулись туда, откуда начали.

Исходя из того, что сознание находится между внутренним миром и объективной реальностью, мы пробовали определить его свойства. И снова оказывалось, что 1.каждая ситуация и каждое определение заставляет сомневаться, 2. мы элементарно не понимаем друг друга! Каждое слово теряло в ходе разговора свой первоначальный смысл! Мы подумали было, что это связано с абстрактностью научных терминов, взялись за простые слова, и поняли, что  даже определение слова  «стол» вызывает споры и сомнения!..

Совсем растерявшись (и немало посмеявшись) к концу дискуссии мы пришли к общему выводу, что слова – отличный способ просто пообщаться, но научному познанию мешают их неточности, индивидуальная наполняемость смыслом. При чем тут, опять же, сознание? «Сознание» - такое же слово, загадочный научный термин. Одной дискуссии мало, да и стони будет мало, чтобы разобраться в море смыслов, но мы пока запланировали еще одну дискуссию, чтобы решить, на что ориентироваться, плывя через эту неопределенность? Следующая дискуссия будет посвящена Эксперименту – основному способу получения научного знания, посредством сознания, конечно… Или нет?

 

Бесплатный конструктор сайтовuCoz