Отчет о проведенной в рамках заседания СНО дискуссии на тему «Методологические проблемы эксперимента в психологии: что мы изучаем на самом деле»

08.11.2012

8 ноября 2012 года прошло заседание СНО на тему «Методологические проблемы эксперимента в психологии: что мы изучаем на самом деле». Как и на прошлое заседание, пришло много интересующихся студентов с разных курсов. Заседание проводили Алешникова Мария и Воробьева Мария, студентки 5 курса факультета клинической психологии.

Наше заседание проходило в форме свободной дискуссии. Сначала организаторы рассказывали про методологию науки (можно сказать, что повторили уже пройденное), предоставляли различные эксперименты, результаты которых просто так объяснить не удастся, а потом начиналось самое интересное: участники начинали все вместе это обсуждать. Поначалу не все включались в обсуждение, а лишь внимательно слушали, но поднимаемые вопросы в ходе дискуссии не могли не заинтересовать, ведь тема эксперимента в науке как таковой и в психологии в частности, очень увлекательная и достаточно спорная.

В ходе дискуссии обсуждались эксперименты не только в психологии, но и в других областях научного знания. Говорили о психологии, о квантовой физике, об астрономии, о философии. Очень разностороннее обсуждение. Часто мнения относительно сущности эксперимента и соотнесения объективного-субъективного наблюдения, да и вообще влияния присутствия наблюдателя на ход эксперимента, были противоположными. Участники дискуссии делились мнениями, обсуждали. Для многих было достаточно необычно присутствовать на мероприятии такого рода: ведь тут не было лишнего официоза и чересчур формального отношения к проведению, сами ведущие, были очень заинтересованы в поставленной проблеме и руководствовались высказыванием, приписываемым Сократу: «В споре рождается истина». Конечно, истины абсолютной мы не нашли в нашей дискуссии, ведь проблема, которую обсуждали, настолько обширна и многогранна, настолько в ней много и противоречий, что в дискуссии лишь могли на шажок приблизиться к истине. И то, это утверждение тоже спорно.

Для организаторов было огромнейшим удовольствием, что в итоге, практически все участники обсуждали, спорили, высказывали свое мнение. Дискуссия получилась, на наш взгляд, продуктивной и полезной для всех участников. Ведь самое основное – это развитие критического мышления. Всё подвергать анализу и осмыслению. И не принимать сразу за абсолютную истину то, что нам говорят. Надо думать самим, а если за нас будут думать, то это совсем беда – превратимся в не очень хороший вид. И иногда авторитеты в науке ошибались, поэтому всё относительно (тут привет квантовым физикам и не только). Мало ли, что будет через пару-тройку лет. Ведь не имея одной точки зрения на проблему методологии, мы не имеем одного взгляда на суть эксперимента и факторы, влияющие на его ход и результат, поддающиеся нашему (?) контролю или нет.

Может, будет научная революция и смена парадигмы, и все наши знания либо обнулятся, либо расширятся. И в заключение: хорошо, что наши разговоры к чему-то привели (ведь вы стали более критически мыслить) и чему-то научили – каждый решит для себя сам, что из наших дискуссий полезного вынес. Вы это делаете лишь для себя и собственного блага.

 

Бесплатный конструктор сайтовuCoz